Признаки расстройства пищевого поведения (РПП)
Мария Митина
—Jun 22, 2022
Разбор клинического кейса, который наглядно показывает признаки РПП. Работа при такой проблеме предстоит комплексная.
Оля — молодая мама, при этом работающая на удаленке. В те редкие моменты, когда удаётся выкрасть время, то Оля мечтает отдохнуть, скушать чего-нибудь вкусненького. Что плохого, спросите вы? Ничего! Но Оля чувствует постоянную вину за то, что уединилась, нашла время на себя, а потом и съела лишнего по её мнению.
С каждым разом становится только хуже. Появляется стыд. Удовольствие получить не получается. На психотерапии удалось отловить мысль, что Оля не очень-то и хотела ребёнка, хотя сейчас, конечно, безумна рада малышу. Ей до сих пор бывает стыдно, а иногда и сложно с ребёнком. Такие чувства популярны и являются нормальными, на самом деле. Но с чувством стыда поработать определенно стоит, так как это глубинное чувство.
К сожалению, Оля хочет расслабиться, а получает ещё больше нагрузки на своё душевное состояние.
Оля обратилась ко мне, ей нужна была комплексная помощь и поддержка - мы вели ее вместе с врачом-диетологом и эндокринологом. Ведь каждый новый кейс клиента — это целое расследование в команде профессионалов.
И первое, за что мы берёмся при расследовании с медицинской и психологической точки зрения: нутритивный статус и режим питания. Приступы переедания, чаще всего, случаются именно из-за недоедания и ограничений.
- Что нашлось у Оли?
После лабораторного чек-апа выявился скрытый дефицит железа, который часто сопровождает молодых женщин и дефицит витамина Д, который часто сопровождает вообще всех. Кроме того, обнаружился недостаток белка и фолиевой кислоты.
Все эти факторы не являются причиной лишнего веса, но усугубляют борьбу. Худеть при низком железе сложнее, так как дефицит железа может давать приступы необъяснимого сильного голода.
- Какой у Оли режим питания?
Полноценных приёмов пищи нет, есть только беспорядочные перекусы, пока есть время и спит ребенок. В таких условиях срывы неизбежны, ведь организм постоянно голодает.
- Что в плане психологии Оле мешало?
Оля не умеет отдыхать и не хочет себе этого позволить. Каждый раз, когда она присаживается перевести дух, то чувствует вину. Единственный способ отдохнуть для неё — это перекус, потому что приём пищи, вроде как, тоже дело, а не отдых, поэтому за него не так стыдно. Получается, что в голове у Оли еда = возможность отдохнуть = единственная радость.
У Оли, как и у большинства с похожей проблемой переедания, стоит запрет на многие продукты. Дополнительно мешает нерациональный взгляд на питание, что может усугубить проблему РПП из-за негативных установок. Пока существуют ограничения, то терпения хватает до определенного момента, а потом происходят срывы. В такие моменты Ольга испытывает стыд за себя и вину.
Сам по себе стыд может запускать процессы ограничения в питании, которые приводят к еще большим срывам. У Оли обнаружили негативные мысли при стыде: "Если я переедаю, ем плохую еду, шоколадки, то я становлюсь толще, хуже, я — плохой человек". Здесь можно заметить повышенную самокритику и требовательность к себе. Дополнительно, у Оли в клубок мыслей добавляется "Я — плохой человек, а еще я плохая мать, плохой работник. В целом, у меня уже не получится наладить питание и пoxyдеть никогда. Да и вообще, ничего не получится". Знакомо? Все это замешивается с прошлыми травмами и ассоциациями с телом, едой. Стыд смешивается с чувством вины. Чувство вины не дает действовать иначе.
Что здесь может помочь? Помогает бережное отношение к себе. "Третья волна" когнитивно-поведенческой терапии, сфокусированная на принятии и осознанности, хорошо работает с такими проблемами.